Программа эколого-биологической направленности "Друзья природы"

Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса, и противодействовать ему посредством образования и путем пересмотра, как достижений цивилизации, так и всего законодательства.

Экологическая ответственность на  прямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у детей.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Эколого-биологическая программа «Друзья природы»  направлена на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми и воспитателями через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, воспитанникам богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

Цель программы:

Формирование экологической культуры воспитанника, воспитание ответственного отношения к природе.

Задачи

*формировать чувство бережного отношения к природе родного края через воспитание доброты и милосердия в процессе общения с ней;

*познакомить ребят с разнообразием флоры и фауны родного края посредством наблюдений в природе;

*обучение экологическим знаниям, умениям и  навыкам  посредством практической, поисковой и природоохранной деятельности детей;

* развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы через знакомство с художественной литературой, в ходе экскурсий и просмотров видеофильмов;

*развить и реализовать творческий потенциал детей через участие в конкурсах, викторинах и т.д.

Программа знакомит с основными причинами и источниками повреждения окружающей среды, знакомит с природой Ростовской области , экологической обстановкой в станице Кочетовской и прилегающих к ней территорий, учит приемам ландшафтного озеленения, правилам подбора ассортимента декоративных растений, способам размножения и ухода за ними,. Особенность предлагаемой программы заключается в том, что экологическое образование и воспитание осуществляется в условиях окружающей детей природы, среды их обитания.

На первом этапе реализации программы предполагается знакомство с флорой и фауной родного края, с основными видами экологического мониторинга окружающей среды, обучение пользованию дополнительными источниками информации, подбор посадочного материала для оформления клумб.

На втором и последующих этапах воспитанники  должны научиться применять свои знания и умения при выполнении самостоятельных практических  работ по изучению окружающей среды в станице  Кочетовской, вести просветительскую работу.

Данная программа рассчитана на три года обучения. Занятия будут проходить  2 раза в месяц по 20-40 минут с учетом возраста детей, индивидуальных особенностей, уровня подготовки.  В программе участвуют  дети в возрасте 9-16 лет. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

В ходе реализации данной программы используются различные приёмы и формы организации обучающей деятельности.

Методы обучения: словесные (беседа, лекция, рассказ, дискуссия); практические (подбор и посадка растений, опыты с объектами в полевых условиях, экскурсии); игровые (творческие задачи, «мозговой штурм», викторины, кроссворды и др.).

При работе используются различные иллюстрационные материалы, видеофильмы, интернетресурсы, работа с библиотечным фондом, выпуск стенгазеты, буклетов, оформление стендов, альбомов.

Программа эколого-биологической направленности. Скачать (формат - .pdf)

План мероприятий по программе эколого-биологической направленности "Друзья природы". Скачать (формат - .pdf)

График. Скачать (формат - .pdf)

Друзья природы на 2018-2019 учебный год. Скачать (формат - .pdf)

 

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика