Работа с дошкольниками, живущими в интернатном учреждении, строится с учетом их психофизических и возрастных особенностей.
Дефицит непосредственного эмоционального общения маленького ребенка с близкими взрослыми, особенно с матерью, оказывает отрицательное влияние на его психическое развитие. Под влиянием недостаточного или нарушенного общения дошкольники становятся пугливыми, безынициативными, нелюбознательными, что является характерной особенностью воспитанников центра помощи детям.
Эти дети испытывают трудности в процессе восприятия, что прежде всего проявляется в том, что они не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал.
Наблюдаются недостатки всех видов памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, дети испытывают затруднения в анализе, синтезе, сравнении, сложности в ориентировке в пространстве и во времени.
Речь таких дошкольников качественно отличается от речи их сверстников, живущих в семьях: бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречается немало неправильных грамматических конструкций.
Игровая деятельность дошкольников несет на себе печать своеобразия: им трудно дается ролевая игра (дети не в состоянии взять на себя роль – переходят от одной роли к другой или начинают осуществлять манипулятивную деятельность).
На основании данной характеристики детей дошкольного возраста можно сделать педагогический вывод о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
С целью улучшения обучения и воспитания дошкольников в ГКУСО РО Кочетовском центре помощи детям нами была разработана программа воспитания и обучения дошкольников.
Данная программа составлена на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой , В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой. М.,2005г.